Нормальное и полноценное существование в рамках социума требует от человека обмена информацией с другими людьми, взаимодействия с ними, выполнения определённых функций в обмен на социальные блага. Взаимодействие между людьми в обществе называется коммуникацией. Социальное взаимодействие помогает нам обеспечивать свои нужды, занимать определённую социальную нишу. Чем эффективнее мы владеем способами коммуникации и управления информационными потоками, тем более высокий статус мы можем обрести в обществе.
Понятие коммуникабельности
Весьма часто коммуникабельность воспринимают как синоним общительности. Это не совсем так.
Общительный человек легко идёт на контакт, охотно раскрывается перед собеседником. Он сообщает слушателю нужную и ненужную информацию, зачастую не беспокоясь о том, воспринимает он её или нет. Задаёт многочисленные вопросы, не сильно заботясь вникать в ответы. Весь процесс общения строится на его активной и доминирующей позиции в беседе или, что бывает чаще, мон
... Читать дальше »
Что делать, если оппонент в споре высказывает возражения или делает неприятные замечания? Многие люди не знают, как на них реагировать, поэтому их легко сбить с мысли и заставить нервничать. К счастью, есть техники работы с возражениями и замечаниями, которые помогут нейтрализовать их отрицательное воздействие.
Как вести себя, когда собеседник высказывает свое замечание или возражение? Начнем с того, что любое противоположное мнение может показаться досадным, ведь таким образом человек демонстрирует сомнение в вашей правоте — для многих это очень болезненно. Но если собеседник сделал вам замечание, это не значит, что он намеревался уколоть — может быть, ему действительно важен этот момент и он хотел бы высказать свою, отличающуюся от вашей точку зрения. Главное — не воспринимать его как обидчика и врага, относиться к замечаниям и возражениям спокойно, как к рабоч
... Читать дальше »
В жизни бывают ситуации, когда спор с кем-либо приобретает принципиально важный для вас характер, но переспорить не получается. Как говорится, хоть расшибись, а оппонент стоит на своём. Но вы уверены, что правота на вашей стороне. Тогда что делаете не так?
Попробуем разобраться. Прежде всего, убедитесь в том, что ваши аргументы опираются на хорошую доказательную базу. Эмоции – не аргумент. А уж ссылки на мнение неизвестных оппоненту лиц – тем более не аргумент. Почему? Согласитесь, что фраза «Так считает мой знакомый…» звучит комично. Во-первых, это ваш знакомый, а не оппонента. Во-вторых, оппонент не обязан про него вообще что-либо знать. В-третьих, ошибаться может любой, даже ваш самый лучший знакомый.
Существует такое понятие, как подготовка к спору. Речь, конечно, о важном для вас споре, а не о том, изменится ли завтра погода. Начнем с аргументации, без которой спор не будет спором, перейдя в разряд банального обмена мнениями. Различают два вида аргументов.
Какова бы ни была цель общения, всегда полезно знать приемы правильного слушания.
1. Выясните свои привычки слушать. Каковы Ваши сильные стороны? Какие Вы делаете ошибки? Может, Вы судите о людях поспешно? Часто ли Вы перебиваете собеседника? Какие помехи общения наиболее вероятны в Ваших ответах? Какие из них используются Вами чаще всего? Лучшее знание своих привычек слушать является первым этапом в их изменении.
2. Не уходите от ответственности за общение. Помните, что в общении участвуют два человека: один — говорит, другой — слушает, причем в роли слушающего каждый должен выступать попеременно. Когда бы это ни случилось, но если Вам не ясно, о чем говорит собеседник, Вы должны дать ему это понять — или путем постановки уточняющих вопросов, или активным отражением того, что Вы слышите, и просьбой поправить Вас. Как может кто-нибудь узнать, что Вы его не понимаете, пока Вы сами не ска
... Читать дальше »
Выйти из привычных схем деструктивного поведения, подняться над ситуацией поможет энкод. Энкод – фраза, в которой закодировано несколько смыслов. Часто эти фразы употребляются в юмористическом контексте, чтобы показать абсурдность и бессмысленность конфликта. Использование энкодов помогает снять с собеседника обусловленность, настроить его на волну дружелюбия.
Мы знаем, что если отбросить наших «тараканов», то всегда можно договориться. А смех способен перестроить мысль, блуждающую в лабиринтах стереотипов.
Примеры энкодов:
Если собеседник мучает вас проблемой, которую не собирается решать: «Два совета равны одному оскорблению».
В ответ на истерику: «Ты выглядишь скованно, в чем подвох?»
Вам дают пустые обещания: «Зачем откладывать на завтра то, что можно отложить на послезавтра?»
Энкоды можно с успехом применять в повседневном общении для сглаживания конфликтов, установления контак
... Читать дальше »
Изгой – это человек, который отвергается обществом. Все его попытки снова войти в свое социальное окружение заканчиваются по одному сценарию – он снова отвергается. Почему человек попадает в роль изгоя и как ему выйти из этой роли?
Когда коллектив отвергает человека
В каждом коллективе отвержение кого-то происходит в различной форме. В школе это могут быть насмешки, оскорбления и даже физическое притеснение, во взрослых коллективах отвержение может проходить в форме изощренного игнорирования, когда вроде бы и нет откровенного пренебрежения, но кому-то одному становится очень плохо, а все остальные, будто заранее договорившись, играют свою роль.
Изгоем становится тот, в ком большая часть окружающих людей начинает видеть то, что они отвергают в себе. Это могут быть такие качества, как неуверенность, отсутствие успеха в профессии. Впрочем, это могут быть любые качества, которые именно в данном коллективе в силу каких-то причин оказывались под запрето
... Читать дальше »
К сожалению (или к счастью?) мы не всегда можем выбирать людей, с которыми мы общаемся. Если у нас есть такая опция относительно близкого окружения (то есть мы можем выбирать друзей, и иногда это же касается работы), то в некоторых случаях избежать общения с людьми, которые нам по каким-то причинам неприятны, мы не можем. Это и госслужащие в той же налоговой, заведующая детсада, в который ходит ваш ребенок, продавцы, менеджеры и т.д.
Единственное, что в таких случаях остается – это глубоко вдохнуть, посчитать до 10 и держать себя в руках.
Не копировать поведение
Иногда кто-то нам не нравится абсолютно по субъективным причинам – это может быть тембр голоса, внешность или запах. Но иногда человек, общения с которым избежать невозможно, действительно ведет себя не самым достойным образом. И в этом случае главное не опуститься до его уровня. С одной стороны, это очень сложно сделать, так как во время беседы люди часто бессознательно к
... Читать дальше »
Нормальное и полноценное существование в рамках социума требует от человека обмена информацией с другими людьми, взаимодействия с ними, выполнения определённых функций в обмен на социальные блага. Взаимодействие между людьми в обществе называется коммуникацией. Социальное взаимодействие помогает нам обеспечивать свои нужды, занимать определённую социальную нишу. Чем эффективнее мы владеем способами коммуникации и управления информационными потоками, тем более высокий статус мы можем обрести в обществе.
Понятие коммуникабельности
Весьма часто коммуникабельность воспринимают как синоним общительности. Это не совсем так.
Общительный человек легко идёт на контакт, охотно раскрывается перед собеседником. Он сообщает слушателю нужную и ненужную информацию, зачастую не беспокоясь о том, воспринимает он её или нет. Задаёт многочисленные вопросы, не сильно заботясь вникать в ответы. Весь процесс общения строится на его активной и доминирующей
... Читать дальше »
Человек, изучивший искусство общения всегда выделяется среди других, причём отличия касаются только положительных сторон: им проще устроится на хорошую работу, легче найти язык с коллективом, завести новых, хороших друзей и т.д.
В первую очередь имеет значение сама речь. Она должна быть четкой, чтобы вас не переспрашивали, иначе будете выглядеть нелепо. Говорите в среднем темпе и следите за громкостью голоса. Если вы будете звучать слишком тихо, слушатели быстро заскучают и перестанут прислушиваться, а если слишком громко – они почувствуют дискомфорт. Ваша речь должна быть размеренной, средней громкости и мягкой, чтобы слушателям было приятно.
Правила в искусстве общения с людьми
Если вы малознакомы с собеседником, то не стоит начинать разговор сразу с серьезных тем. Лучше начните с нейтрального: поговорите о погоде, новинках музыки, кино или литературе. И п
... Читать дальше »
Такие люди всегда в стороне, вечно особняком, и при взгляде на них становится ясно, что вряд ли тут найдется место непринужденной беседе или задорному смеху. А все потому, что главная черта их характера – стеснительность. Сейчас, когда стремительно подошло начало нового учебного года, все больше людей чувствуют себя неуютно, зная, что совсем скоро придется вылезти из своей уютной раковины и вернуться в большой и враждебный мир человеческих взаимоотношений.
Французский писатель Пьер Бошен говорил: «Застенчивость – это сочетание желания понравиться и боязни неудачи». С этим трудно не согласиться, ведь каждый человек явно или неявно стремится вызвать у окружающих симпатию, «стать своим», если хотите. И главный вопрос, на который рано или поздно должен ответить себе любой застенчивый человек – смогу ли достичь успеха, несмотря на эту досадную черту моей натуры?
Ради того, чтобы узнать ответ, стоит обратиться к биографиям многих великих людей, страдающих от недостатка уверенности. Как ни стра
... Читать дальше »